ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ АСФАЛЬТ: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА АСФАЛЬТОБЕТОНОВ

Асфальтобетон или асфальт – это смесь вязкого нефтяного битума и твердого наполнителя, фракция которого зависят от марки асфальта. В качестве твердых компонентов может быть щебень или гравий разного фракционного состава, песок и минеральный порошок.

Для придания асфальтобетону определенных технико-эксплуатационных характеристик в его состав добавляют некоторые присадки, которые придают ему большей прочности, помогают противостоять термической деформации в жаркую погоду, снижают текучесть, повышают вибрационную стойкость и т.п.

БАЗОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ АСФАЛЬТА

  • Крупный наполнитель. Это щебень или гравий малой, средней и крупной фракции до 40 мм. Он служит каркасной основой асфальтобетона, придавая автодорожному покрытию необходимую прочность и несущую способность.
  • Мелкий наполнитель. В большинстве случаев это разнофракционный песок карьерной добычи, речной при изготовлении асфальтобетона не используют. В некоторых случаях добавляют отсев щебня фракцией. Мелкий наполнитель служит для повышения термоустойчивости, уплотнения асфальта и снижения его пористости. Автодорожное покрытие получается ровным и гладким ввиду заполнения песком и мелкофракционными компонентами пространства между зернами щебня.
  • Минеральный порошок добавляют в асфальтобетон для корректировки вязкости готового асфальта. При низком содержании порошкового минерального компонента асфальтобетон получится слишком текучий, а при переизбытке – непрочный, особенно в холодное время года.
  • Вяжущий компонент. В классической технологии производства асфальтобетонной смеси вяжущим агентом служит нефтяной битум. Его используют в жидком или полужидком состоянии. В холодное время года при укладке асфальта используют более жидкий битум в сочетании с разжижающими присадками, летом – более густой.

КЛАССИФИКАЦИЯ АСФАЛЬТОБЕТОНА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТАВА

Асфальт классифицируют по виду (фракции) твердого наполнителя. Каждая группа асфальтобетонных смесей имеет свою сферу применения и характерные эксплуатационные преимущества.

  • Крупнозернистый (крупнофракционный щебень до 40 мм, в редких случаях добавляют и мелкофракционный наполнитель до15 мм). Такой асфальт используют для укладки нижнего слоя асфальтобетонного автодорожного покрытия.
  • Мелкозернистый (мелкофракционный щебень до 15 мм). Его используют для финального наружного слоя в двухслойной технологии укладки на дорогах средней загруженности или в качестве промежуточной прослойки при трехслойной укладке.
  • Песчаный асфальт (в качестве основного твердого наполнителя используют песок карьерной добычи или отсев до 5 мм). Это самый однородный по своей текстуре, благодаря чему его используют для финишного покрытия при трехслойной укладке автодорожного покрытия. Однако чаще такой асфальтобетон применяют для пешеходных тротуаров и придомовых территорий, где нагрузка невелика. Отсутствие крупнозернистого наполнителя снижает прочность асфальта.
Асфальтобетон классифицируют и по другим компонентам.

  • Классический – стандартный состав, состоящий из твердого щебенчатого или песчаного наполнителя и нефтяного битума.
  • Щебеночно-мастичный – в состав добавлены стабилизирующие присадки и волокнистые компоненты, позволяющие увеличить прочность и стабильность геометрии дорожного покрытия на автомагистралях с высокой интенсивностью движения.
  • Полимерный – включают в свой состав пластификаторы и другие полимеры, увеличивающие безремонтный период и упрочняющие асфальтобетонное покрытие. Используют полимерный асфальт на мостах, проездах для большегрузных машин и спецтехники, покрытиях ВПП, рулежных дорожек и перронов на аэродромах.

ВИДЫ АСФАЛЬТА ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА

Технологический процесс производства асфальтобетона регламентируется отечественным ГОСТом 9128-2013.

Стандартом предусмотрено изготовление трех видов асфальта: горячего, теплого и холодного.

Горячий

Это классическая технология производства асфальта и его укладки, при которой смесь, состоящую в основном из битума и твердых наполнителей, разогревают до температуры не менее +110°С и укладывают в температурном диапазоне +40...+80°С.

Горячий асфальтобетон – это самый дешевый вид асфальтобетонных смесей для укладки и ремонта автодорожных и тротуарных покрытий. Нефтяной битум, щебень и песок – сравнительно недорогие материалы, а энергозатраты на разогрев всей массы также относительно невелики.

Среди других положительных особенностей – высокая прочность, долговечность и стабильность геометрии автодорожного полотна при соблюдении технологии изготовления асфальтобетона и его использования в дорожном строительстве. В этом кроется и небольшой недостаток. Срок «жизни» горячего асфальта до его укладки сравнительно невелик и необходимо успеть транспортировать горячую асфальтобетонную смесь на объект и вовремя ее уложить, закатав катком.

Теплые асфальтобетоны по технологии производства и укладки схож с горячим, поэтому в ГОСТе эти два вида асфальтобетона объединены в одну категорию.

Холодный

Технология изготовления этого вида асфальта основана на использовании холодного битума, полимерных материалов и гранитного щебня. Холодный асфальт чаще всего используют для мелкого ремонта дорожного и тротуарного покрытия, в т.ч. и после проведения земляных работ по прокладке или замене подземных коммуникаций в черте города.

Холодный асфальт укладывают при температуре воздуха не ниже +5°С, но при наличии специальных присадок этот порог может быть снижен до -30°С. Главный недостаток холодных асфальтобетонных смесей по сравнению с горячими – высокая цена, отчего используют его лишь для мелкого ремонта и прокладки небольших пешеходных дорожек.

ВЫБОР АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ЗАВОДА

Ввиду ограниченного срока «жизни» горячего асфальтобетона, особенно в зимнее время года, ГОСТ рекомендует выбирать АБЗ в радиусе 60-80 км от места проведения дорожно-строительных работ.

Большой выбор марок и типов асфальта у нас в каталоге.